Урок ИЗО как форма. Панферов Николай Вячеславович, город Ноябрьск

Урок изобразительного искусства как форма художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся

Урок изобразительного искусства как форма художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся


Панферов Н.В., учитель изобразительного искусства, МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»


«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка»
Аристотель

Прав великий философ Аристотель, рисование — это такой творческий процесс, который в любом возрасте увлекает и дает возможность развиваться разносторонне. Так и на моих уроках изобразительного искусства царит познавательная и творческая атмосфера. Пабло Пикассо писал: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Полностью с ним согласен, и как учитель моя задача увлекать на своем уроке в творческий процесс, заставлять скучать по моим урокам, давать вызовы для развития и не останавливаться на достигнутом. А для этого урок изобразительного искусства должен быть образовательно-воспитательной средой для возможности фантазировать, мечтать, творить. «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» — высказался в свое время Константин Сергеевич Станиславский и это актуально и в сегодняшнее цифровое время.  

Урок ИЗО как форма. Панферов Николай Вячеславович, город Ноябрьск

Урок — это форма организации обучения учащихся одного класса, постоянного состава, занятий по твердому расписанию с единой для всех программой обучения в данном случае по изобразительному искусству. 


Уроки изобразительного искусства — это особые уроки, на которых ученик не только познает художественную грамоту, но и включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта — рисунка. То, что детская изобразительная деятельность выходит в процессе грамотно выстроенного урока на уровень творчества, должно являться для педагога аксиомой и основой построения творческого процесса. Особенностью является развитие эмоционально-ценностной и сенсорной культуры личности, развивающей воображение и творческие способности в качестве цели, а не побочного результата. Это уроки духовной культуры,  культуры мышления, воспитания духовно-нравственной личности, воспитания чувств, воли, эстетики человеческой души, развития рефлексии и творческой активности.


Благоприятные условия организации художественно-творческой деятельности детей на уроках изобразительного искусства по мнению исследователей В. И. Загвязинский, А. М. Москвина, А. П. Тряпицына и др.:

  • потребность в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
  • сотворчество как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
  • приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;
  • осознание и нивелировка штампов и стереотипов мышления и самовыражения.


Я разделяю данный подход и добавлю важны еще доброжелательная атмосфера в творческой деятельности детей; деятельностный и индивидуальный подходы; применение различных приемов, форм и методов, сменяемость характера деятельности; взаимоотношения учителя и учащихся; доверие и радость от общения, психологическая безопасность и частичность выбора и свободы и т. д. Важным условием любого урока как формы художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся является любовь и уважение к ученику. «Научиться  любить детей, — писал В. А. Сухомлинский, нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но, по своей природе педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него»


В общении с учениками важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М.Максимов, В.Сатир и др.):

  • Начинать разговор с похвалы;
  • Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;
  • Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках;
  • Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других;
  • Не приказывать;
  • Выражать одобрение по поводу каждой удачи;
  • Создавать детям хорошую репутацию;
  • Постоянно поощрять детей;
  • Делать любую ошибку легко исправимой;
  • Добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.


В построении учебного процесса необходимо учитывать основы народной педагогики, народного искусства, эстетики.На уроке необходимо решать ряд следующих задач:

  • Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
  • Помочь познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.
  • Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.
  • Дать учащимся знание элементарных основ живописи.
  • Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. 
  • Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и усидчивость. 
  • Развивать творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
  • Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.


материал от 02 марта 2022 года.